Финансовая грамотность
В рамках работы по повышению финансовой грамотности населения на информационно-просветительском портале «Финансовая культура» (fincult.info) размещены материалы по повышению финансовой грамотности для людей с инвалидностью:
- с переводом на русский жестовый язык;
- аудиолекции по финансовой грамотности для слепых и слабовидящих людей.
Как известно, основы восприятия окружающего мира, в том числе и финансовых вопросов, формируются у человека с ранних лет, преимущественно - в школьном возрасте. Именно поэтому очень важно, чтобы финансовая грамотность детей была правильно сформирована в этот период.
Во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.
Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Общие сведения
Базовым ресурсом для обучения финансовой грамотности учащихся 2-11 классов является линейка учебно-методических комплектов (далее - УМК) по финансовой грамотности. УМК созданы, апробированы и доработаны в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Базовые УМК, которые представлены как на бумажном, так и на электронном носителях:
УМК для 2-3 классов.
УМК для 4 классов.
УМК для 5-7 классов.
УМК для 8-9 классов.
УМК для 10-11 классов.
Возможности для включения программ повышения финансовой грамотности в образовательную программу общеобразовательной организации
1. Реализация программы самостоятельного курса «Финансовая грамотность» или «Основы финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности, в качестве факультативного или элективного курса
В соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования образовательная программа общеобразовательной организации содержит две части. В рамках второй части (часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений) есть возможность включать во внеурочную деятельность курсы финансовой грамотности, а в 10-11 классах – элективные и факультативные курсы.
2. Реализация программ обязательных предметов (в рамках обязательной части основной образовательной программы)
Определенные обязательные предметы содержат в себе ряд тем или модулей по финансовой грамотности.
3. Включение тематики финансовой грамотности в программу воспитания и социализации
4. Реализация дополнительных программ в общеобразовательной организации